Александр Непомнящий (nepomnyashy) wrote,
Александр Непомнящий
nepomnyashy

Categories:

II часть. С.Кара-Мурза и Л. Гумилёв.

Упрямо возвращаясь к проблеме вымирания русских и
невозможности, по моему мнению, романтически несбыточных
"красно-революционных" методов для "лечения" этой беды, я борюсь, в основном, против таких стереотипов "радикальной оппозиции" :
1). "Красные" неославянофилы (склонные к национал - большевизму "красные" евразийцы и марксистско-славянофильские поклонники СССР) проблему вымирания ВСЕХ кроме албанского народов Европы, в том числе, БОГАТЫХ ЗАПАДНЫХ, т. е. всех европейских постхристианских народов или не объясняют (с злорадной логикой - "пусть дохнут исконные враги России")или валят на антихристианский по сути капиталистический колониализм, т е на неком моральном основании отделяют русских жертв депопуляции(невиновные преданные политической элитой советские люди) от западноевропейских ("колонизаторы"). Русских, как и малороссов и белороссов, да и невосточных славян бывшего "Варшавского договора", они исключительно мыслят, как преданных заболевшей евроцентризмом коммунистической верхушкой (Горбачёв, Яковлев) и западнической интеллигенцией, и перешедших на ложный цивилизационный путь развития. И посему приходят к простому выводу - необходима народная (большевистская, евразийская, национальная и антизападная), революция, которая сбросит и повернёт... В чём я спорю с этой логикой? Ну про моральные обвинения "богатого Запада" в колониализме, как ПРИЧИНЕ болезни, я позволю себе напомнить судьбу японцев, которые ни в каком "колониализме" не замешаны и не замечены, а просто были направлены американскими оккупантами на путь капиталистической модернизации, которая И БЕЗ КОЛОНИЙ была с материальной стороны фантастически успешна и восхищала как наших "совков", так и либералов Запада - им было не понять, зачем в таком национальном благополучии совесть японской послевоенной литературы Кавабата в 1972 году сделал себе харакири в скорби и ужасе за то, что происходит с Японией. В то время, как наши все такие в глазах ностальгирующих по СССР неославянофилов (от КПРФников до Вербитского) "восточные и антибуржуазные" "советские люди" восхищались японской аппаратурой. А через поколение Япония начала стареть. Вирусы в теле цивилизаций проявляется, как БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ И СМЕРТЕЛЬНЫЕ не сразу - как и вирусы у человека. А сейчас в Японии выросло поколение двух Мураками, которому и чудеса японской трудовой индустриальной дисциплины безразличны. Как и процесс самовоспроизведения нации. И теперь японцы - самая старая и продолжающая стремительно стареть нация. Вы уверены, господа "красные" неославянофилы, что наше великое прошлое с полётами Гагарина и прочим мегаполисным "гигантьём" Комсомольсков на Амуре и Тольятти не запрограммировало ФАТАЛЬНО - через поколение - Чубайсов и Горбачёвых? С. Н. Кара-Мурза вспомнил в контексте защиты Октябрьской Революции от "белопатриотической" клеветы, как антизападной и крестьянской, замечательную цитату из Чаянова "побеждает тот, кто умеет голодать", и прокомментировал: "...поэтому никто не смог сломить русского крестьянина и никто не может сломить русский народ (если он сам не захочет). Поэтому Запад не смог перемолоть Китай, Индию и Африку. Культура голода несравненно выше культуры сытости и крестьянские народы ею владеют". Тут важна оговорка Сергея Николаевича "...если сам не захочет". Ушедший из деревень и переставший быть крестьянством народ "захотел", в том и проблема. Вы говорите - "интеллигенция захотела"? В контексте всеобщего хорошего образования в СССР, очень трудно сказать, где её "нижняя граница"... По крайней мере, в 70-х (да, наверное, и в 60-х уже) разговоры про "увеличение уровня жизни" равно пронзали как оптимистическую партийную советскую пропаганду, так и бытовые разговоры горожан, в которых развитые кап. страны потихоньку обретали образ "богатого рая". А молодые "сельчане" в 70-х массово уезжали в поисках "богатого рая" в города. Вы говорите, что в "перестройку" "совков" обманули? Я говорю, что делателей революции 1917 года ПОДОБНЫМ ОБРАЗОМ невозможно было обмануть. "Благосостояние" не было их идеалом. Пытались же - в ответ горели "хутора"...
2) И поэтому я утверждаю, что никакая антикапиталистическая социальная революция в нынешней России невозможна. Российский капитализм, к сожалению, начинался в недрах атеистического и разрушившего деревню "развитого социализма", как форма сознания. Поздний СССР практически необратимо вестернизовал и обуржуазил Россию, как оккупанты янки вестернизовали Японию. Кто призывает сегодня к революции? Допустим, евразиец и славянофил tiphareth М. Вербитский призывает к великой евразийской революции. Сами же русские видятся ему с эпическим или хлебниковским размахом и чуть-чуть "под Палех": "Русские - великий народ не потому, что сторонникам рыночной экономики понадобился "русский национализм", а потому, что у нас были Менделеев, Колмогоров, Королев и Циолковский. Русские - великий народ потому, что русским суждено заселить космическое пространство, обучить живые камни наукам, пройти насквозь черные дыры Вселенной, накормить голодных и воскресить мертвых. Русские - великий народ потому, что у нас есть силы смеяться над русским разгильдяйством, мелкими подлостями и бытовым хамством. И пафосом". Но над гиперпафосом сказанного выше им самим лично М. Вербитский смеяться не собирается. Хотя образ нынешнего русского народа у него бывает и как "тошнотворно жирного, неопрятного и работающего санитаром в Кащенке". Т.е. "двоится" образ. А к тексту Вербитского можно добавить, что перечисленные великие русские именно БЫЛИ. И до революции 1917 года и после неё. Менделеев даже, живя в нелюбимой Михаилом "романовской" России, был черносотенцем, т.е. явно не товарищем равно мечтательным белинским с чернышевскими и славянофилам, которые удивительным образом совмещали любовь к "бедному народу", восхищение им и удивительное, просто таки запредельное незнание его. Кара-Мурза цитирует соприкоснувшегося с реальной крестьянской жизнью Энгельгарта: "Читая статьи славянофильских агрономов, удивляешься только нахальству и бесстыдству этих недоучек. Мужик глуп, мужик не понимает хозяйства, мужик не знает, что скот нужно хорошо кормить и т. п.". Напоминаю, что так мысля о народе, славянофилы ОДНОВРЕМЕННО превозносили его и рисовали палехскими красками. То есть грезили в уединенном кабинете на деревне Маниловка. Кстати, Вербитский сам об этом пишет,как понимаю, открещиваясь от славянофильства: "Трагедия русского славянофильства в том примерно и заключалась - люди выдумали себе русский национальный костюм, традиции и религию, никакого отношения не имевший к тете Полине с нижнего этажа и вообще к каким-либо конкретным русским отношения не имевший. При этом - чрезвычайно неуспешно: богословские труды Хомякова в России запрещала цензура (а выпускал он их во Франции, причем во французском переводе). А славянофилов в "русском национальном одеянии" москвичи принимали за персиян".
Талант В.И. Ленина, как вождя русской революции, Кара-Мурза именно противопоставляет равно славянофилам и товарищам Ильича по партии, как талант РЕАЛИСТА. Новую же революцию евразиец Вербитский намеревается делать со сказочным русским народом, а не с реальным, что выдаёт в нём ругаемого им самим славянофила. Поклонников невеличественного национализма газеты "Спецназ" в среде простых рабочих я встречал множество раз и до Путина - Путин, скорее, последствие учитывания PR-ом их большинства в качестве избирателей, а вот Макаров Нагульновых из народа, уверенных в том, что "русским суждено заселить космическое пространство, обучить живые камни наукам, пройти насквозь черные дыры Вселенной, накормить голодных и воскресить мертвых" не встречал ни разу ни в 70-х, ни в 80-х - это прерогатива не народа, а неославянофильской интеллигенции. Когда я стоял в рабочем пикете в 1998-м году, подобные вещи выражал отнюдь не народ, а только разве иногда заходящие "на костерок" полоумные рерихнутые престарело-пенсионные персонажи, которых рабочие, крутя у виска, прозвали "космонавтами". При этом я не сомневаюсь, что подобным образом могла мыслить в части своей могучая сектанская крестьянская масса, описанная Платоновым, Белым, Хлебниковым, Клюевым и т.п. Которая была в 1917 году и которой нету в помине в 2005-м. Нынешние горожане (как и нынешние воспитанные в советских школах и капиталистическим телевизором сельчане) мечтают не о "заселении космических пространств", а больше о получке и о футболе. В лучшем случае.
Я интересовался, с кем планируется делать революцию. Потому что, по моему мнению, отсутствуют не концепции "грядущей Великой России" (их у нас много), а народные силы, которые будут делать грандиозные исторические творческие действия, сопряженные с понятием "социальная революция".
Сторонники "евразийской революции" ссылаются обычно на "пассионариев" и малочисленное пассионарное окружение Чингиз Хана. И говорят "много пассионариев и не надо". Во-первых, про пассионариев...
Термин "пассионарий" нельзя оторвать от контекста теорий Л. Гумилёва, а по теориям Гумилёва "пассионарии" это чисто природное явление из биологической жизни народов, т.е отнюдь не выводимое в утилитарных целях в трудный момент жизни народа, особенно если этот трудный период по той же теории Гумилёва является фазой обскурации. Цитирую Л. Гумилёва про фазу обскурации: "Расплодившиеся субпассионарии делают невозможной любую конструктивную деятельность, требуя только одного - удовлетворения своих ненасытных потребностей. Начинает господствовать императив "Будь таким, как мы" - то есть осуждается (а при возможности уничтожается) любой человек, сохранивший чувство долга, трудолюбие и совесть. Собственный лозунг субпассионариев - "День, да мой!", что отражает их полную неспособность к прогнозу. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Наступает депопуляция, численность населения к концу фазы обскурации значительно сокращается, частично этот процесс тормозится засчёт притока представителей окраинных и чужих этносов, которые зачастую начинают доминировать в общественной жизни. Этническая система утрачивает резистентность и может стать лёгкой добычей более пассионарных соседей. Ф. о. предшествует гибели этнической системы или её переходу в состояние этнического гомеостаза, причём гомеостаза может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса, сокранившаяся в "кровавом мраке" эпохи обскурации".
Ни на что не похоже? Если добавить, что описание предшествующей фазе обскурации фазы инерции один в один описание нашей советской "эпохи застоя", то становится понятно, что нам светит по теории Гумилёва.(Кстати, любое доказательство, что мы на более ранней и менее печальной фазе этногенеза, упирается в один параметр - "смутные времена" бывали и раньше, но только фазе обскурации присуща резкая депопуляция). Так что не на "пассионариев" надежда, а только на то, что в истории действует не только биологическая по сути теория Гумилёва, но и многие, в том числе и мистические факторы. Божий Промысел о России, например...
Далее - это ненаучное "фэнтэзи", что большевики были какими-то былинными "людьми длинной воли" из стали, которые повели "массы". Они были точно такими же интеллигентами, как и эсеры, меньшевики, анархисты и т. п., просто талантливейший диалектик Ленин поставил в "Апрельских тезисах" на правильную "карту" - вопреки марксизму и догматикам товарищам по партии (это великолепно показано у Кара-Мурзы - за "Апрельские тезисы" Ленин сначала был освистан БОЛЬШИНСТВОМ) - на многомиллионное крестьянство, которое ответило гигантским социальным взрывом на насильственную столыпинскую капитализацию сила и бессмысленную буржуазную войну. Допустим, мнение одного из многочисленных неудачных "конкурентов" большевиков в борьбе за реальное место в русской революции, М. Либера: "Ложь, что массы идут за большевиками. Наоборот, большевики идут за массами. У них нет никакой программы, они принимают всё, что массы выдвигают". Это не совсем правда - у большиков была программа, но она была предельно чуткой к требованием народных масс. Кара-Мурза вспоминает о сотне крестьянских советских республик, САМОорганизовавшихся в ходе революции 1905-1907 и по полгода обладали полнотой власти в обширных - мы о них не все помним, потому что к ним не имели отношения ни большевики, ни вообще марксисты - это было историческое творчество самих крестьян, не принявших капитализм на селе. Кара-Мурза пишет: "Наполнение содержанием зародившихся в советах форм государственности и обретение ими легитимности происходило в основном снизу, стихийно". Участник событий революции художник А.Н. Бенуа вторит этим словам про Советы: "У нас образовалось само собой, в один день, без всяких предварительных комиссий и заседаний нечто весьма близкое к народному парламенту в образе Советов рабочих и солдатских депутатов". Вывод однозначен: революцию делали не сотни пассионариев большевиков, а многомиллионные крестьнские народные массы. Даже пресловутый "тоталитаризм" советской власти отнюдь не "фашистский диктат сверху", а диктатура народа. А нынешние "большевики" предпочитают последовательно отказываться от попытки опоры на все классы и сословия России - и их можно понять: социальную революцию в нынешней России не хотят ДЕЛАТЬ ни рабочие, ни "бюджетники" (эти хоть более всех обижены, но являются мамонтами из предыдыдущей фазы этногенеза, фазы инерции, т.е. вообще не способны к бунту), ни военнослужащие, ни иные "силовики", ни "колхозники", ни торговцы. Вывод, который делают молодые революционеры, потрясающ - все слои России прогнили, но мы ж революционеры. По жизни. Мы РОЖДЕНЫ, чтоб сказку сделать былью. А значит будем делать революцию ОДНИ. Движущей силой станут маргиналы из пассионарной молодёжи - В.И. Ленин, оказывается, ошибся, что признал советский строй "диктатурой пролетариата" - реально революцию делали маргиналы, а многомиллионные крестьяне тут вообще практически не при чём. Они - очарованные железной волей большевиков статисты -"массы". Ну а если мы делаем революцию одни, БЕЗ НАРОДА, то и идеалы выдумываем сами. Только вот где, в каком пространстве будут воплощаться эти идеалы? Октябрь опирался на представления о мире 80% русского населения. Поэтому и произошёл в России. Властная узкая прослойка просто лопнула, чуть вступила в заметный мировоззренческий конфликт с простым, но очень непререкаемым мировоззрением тотального большинства народа - и попыталось "железной волей" Столыпина накормить крестьянство хищническим капитализмом на селе. И большевики опёрлись на крестьянство, т. е. БОЛЬШИНСТВО. А неореволюционеры хотят строить "другую Россию" в гордом одиночестве, предав анафеме предварительно, аки окончательно прогнившие, все слои населения России. Строить в соответствии со своими представлениями - отличными от представлений о мире 95 процентов НЫНЕШНИХ русских. Ещё раз - в каком жизненном пространстве будет начинаться строительство "нового мира"? Я знаю, в каком. Ни в каком.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments